Применение аппарата магнитотерапии «Полимаг-01» в комплексном лечении больных с заболеваниями центральной и периферической нервной системы

Ушаков А.А. Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. БУРДЕНКО
Стационарный аппарат ПОЛИМАГ-02М, является усовершенствованной моделью аппаратов ПОЛИМАГ-01 и ПОЛИМАГ-02. ПОЛИМАГ-02М реализует идентичные параметры магнитного поля, которые применялись в работах, приведенных в данной научной публикации, но имеет более расширенные функциональные возможности в части применения его в условиях лечебно-профилактических учреждений. Аппарат оказывает не только локальное, но и общее воздействие, что достаточно актуально при лечении больных, страдающих хроническими заболеваниями.
К истории развития применения магнитотерапии в неврологии

Начало исследования действия магнитных полей (МП) в неврологии имеет длинную историю. Магнитотерапия (МТ) подтвердила свою эффективность именно при лечении заболеваний нервной системы. Уже более двух веков существуют официальное мнение о преимущественном влиянии МП на функцию нервной системы. Ученые признали, что МТ можно применять эффективно при судорогах и для снятия острого болевого синдрома.

Исследователи установили, что под влиянием МП наблюдается интенсивное изменение электрической активности в гипоталамусе, где расположены высшие вегетативные центры, а также в коре головного мозга, которая несет ответственность за высшую нервную деятельность. Таким образом, именно самые важные центры регуляции нервной и гуморальной деятельности могут перестраивать свою деятельность под воздействием МП. Это обстоятельство можно использовать для целей направленного, бесконтактного воздействия на многие функции организма (Н.Н. Лебедева, 1992; В. И. Павлов, 1995; Л. Н. Яшина, 1973; Е. С. Котляровский, 1974; Н. А. Удинцев, С. А. Сахарова, 1980 и др.).
Ю. А. Холодов (1978) в эксперименте на добровольцах показал, что постоянные магнитные поля (ПМП) тормозят скорость проведения нервных процессов, о чем свидетельствует увеличение времени реакции и уменьшение скорости нарастания кожно-гальванической реакции. Увеличение напряженности ПМП действовало сильнее, чем уменьшение. Чем сложнее была деятельность, которой занимался испытуемый, тем быстрее возникали ответные реакции организма на действие ПМП, и тем быстрее происходила адаптация организма к воздействию МП.

Аналогичные данные получили и другие ученые: А. И. Рыжов, Н. А. Удинцев, С. А. Сахарова, 1977; J. L. Schwartz, 1978.

Существенную роль в классических механизмах нервного возбуждения играют ионы Ca и Mg. В частности, ионы Ca важны для регуляции мембранного потенциала покоя и для синаптического возбуждения (Ю. А. Рябчук, 1972; Ю. А. Холодов, 1978, 1981; Ю. А. Холодов, М. А. Шишло,1979). Локальная концентрация ионов, в том числе ионов Ca и Mg, может быть изменена электромагнитными полями и, соответственно, значительно влиять на синаптические передачи. С этих позиций понятна исключительно высокая чувствительность мозговой ткани к влиянию внешних МП.

В экспериментах на животных было установлено, что воздействие пульсирующим МП вызывает усиление активности холинэстеразы, начиная с первого дня воздействия в различных отделах коры и подкорковых образованиях (Ю. А. Холодов с соавторами,1984).

В 1959 году группа авторов (Е. А. Либерман, М. Н. Вайнцвайг, Л. М. Цифина) представили интересное сообщение о магнитных свойствах седалищного нерва лягушки. Подвешенный нерв (в последующем даже высушенный) притягивался к полюсу постоянного магнита. Другие органы лягушки не обладали подобным свойством. Только после смачивания нерва в хлороформе или метиловом спирте нерв терял магнитные свойства. Было высказано предположение, что за такие необычные свойства нерва могут отвечать фосфолипиды, которые растворяются в спиртах. Аналогичный эксперимент по изучению передачи нервных импульсов через седалищный нерв лягушки под воздействием магнитных импульсов был проведен в 1961 году группой авторов под руководством J. A. Gengerelli.
Тот факт, что периферические нервы обладают магнитными свойствами, явился теоретической базой для использования МП с целью ускорения их регенерации.
А. М. Кардаш (1987) экспериментально доказала, что при воздействии МП низкой интенсивности, направление силовых линий которых соответствовали направлению регенерации нерва, количество проросших нервных волокон в 2,5 раза превосходило количество нервных волокон на срезах контрольной группы. При продольных срезах отсутствовало «закручивание» нервных волокон и рост их в сторону.

А. Б. Антонов (1989) в экспериментальной работе подтвердил данные стимуляции регенерации перерезанного нерва кролика импульсным МП. По данным электромиографической оценки он доказал, что импульсной магнитной стимуляции нерв регенерирует в 1,5 раза быстрее по сравнению с электрической стимуляцией. Экспериментальные данные А. Б. Антонова были подтверждены клиническими наблюдениями в нейрохирургическом отделении ГВКГ им. Бурденко (А. А. Ушаков с соавторами 1990, 1995,1996, 2000, 2002, 2006, 2009).
Н. Ю. Гилинская и Е. А. Рыжова (1971) сделали сообщение об эффективном применении МТ у больных вегетативными полиневритами на почве вибрации, с которой были профессионально связаны пациенты. Н. Ю. Гилинская с соавторами (1979) опубликовали данные о применении МТ при инсультах.
А. Е. Кучеренко с соавторами (1975) применил низкочастотное МП, интенсивностью 20-40 мТл, у инвалидов Вов с выраженными фантомным болевым синдромом. После курсовой МТ у всех больных болевой симптом регрессировал, по данным энцефалографии у 2/3 больных, получавших МТ, усилились процессы торможения в ЦНС, а по данным реовазографии уменьшились спазмы периферических артерий.

Ф. А. Поемный с соавторами (1976) у 73% больных невритами воспалительной и ишемической природы получили положительные результаты при воздействии низкоинтенсивным МП на область соответствующих сегментов спинного мозга и по ходу пораженного нерва. Эти же авторы у 84% больных вегетативными полиневритами с наличием болевого синдрома, парестезии в конечностях и нарушением периферического кровообращения отметили благоприятные результаты.

П. И. Загородный, А. М. Загородный (1980), П. П. Густсон с соавторами (1981) о успешном применении ПМП (постоянного магнитного поля) в лечении стенозирующих невропатий (изолированное поражение периферических нервов и их ветвей в местах, где нерв фиксирован в костно-фиброзном или мышечно-фиброзном канале), в 60-70% случаев при отсутствии адекватного лечения происходит перерождение нервных волокон сдавленного нерва с атрофией мышц. Применяется параневральное введение гидрокортизона или оперативное освобождение нерва. Применение ПМП улучшает капиллярное кровообращение, увеличивает скорость кровотока по мелким артериям, снимается отек и компрессия нерва. Во всех случаях, когда причиной сдавления нерва была отечность окружающих его тканей и воспаление, отмечалось восстановление проводимости по нервным волокнам, исчезали боли, парестезии. В начальных стадиях заболевания наступала полная ремиссия. Эффективность лечения снижалась, когда причиной сдавления была плотная рубцовая ткань после переломов костей.

А. М. Кардаш (1987) сообщил о применении МП в послеоперационном периоде, после оперативного лечения – шов нерва. После курсовой МТ у 87,2% оперированных больных соматосенсорные вызванные потенциалы денервированных участков кожи регистрировались на 2-3 недели раньше, чем у больных, которым магнитотерапия не применялась (контрольная группа).
Большой практический интерес представляют исследования по локальному, транскраниальному воздействию МП.

В. П. Лапшин с соавторами (1973) провели экспериментальное исследование о эффективности транскраниального применения МП при терминальном ожоговом шоке у ненаркотизированных крыс. Ожог 3-4 степени вызывался кипятком, при площади поражения 80-95% поверхности тела крысы. У всех животных контрольной группы в момент ожога отмечалось выраженное двигательное возбуждение, в ближайшую минуту сменяющееся адинамией. На болевые раздражения они не реагировали. На ЭЭГ имело место прогрессирующее снижение биопотенциалов, вплоть до полного их исчезновения. Продолжительность жизни животных контрольной группы в среднем составляла 29 минут.

В опытной группе животным с первой минуты ожога на головной мозг воздействовали синусоидальной формой МП, частотой 3-12 Гц в течение 2-х минут, или пилообразной формы частотой 13-18 Гц в течение 3 минут. У всех животных в течение первых 20-45 минут наблюдалась активизация поведения и улучшение показателей ЭЭГ (возрастание удельного веса частых ритмов, вплоть до восстановления картины, близкой к исходной активности). Продолжительность жизни в опытной (основной) группе животных составляла в среднем 11 часов 12 минут.

На основании анализа полученных данных В.П. Лапшин с соавторами (1974) сделали вывод о целесообразности воздействия переменного МП на головной мозг, как реанимационное мероприятие при шоке, что позволило применить метод транскраниальной МТ в клинике.

Аналогичную экспериментально-клиническую работу выполнил Б.А.Федоров (1973).

П. П. Густсон с соавторами (1981, 1984) выполнили работу по оценке биоэлектрической активности головного мозга для дифференциальной диагностики его заболеваний при транскраниальном воздействии постоянным магнитным полем.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что магнитотерапия при заболеваниях нервной системы является ведущим методом физиотерапии.

Современные аппараты магнитотерапии «ПОЛИМАГ», «АЛМАГ-01», «АЛМАГ-02» значительно расширяют возможности применения магнитотерапии.

Ниже приводим данные эффективности применения аппаратов магнитотерапии при заболеваниях центральной и периферической нервной системы.
Вам будет интересно
Показать еще